Прежде чем достигнуть своего сегодняшнего положения в мире, часовая промышленность Швейцарии прошла долгий и сложный путь.
К 1900 году швейцарские часовщики успешно справилась с американскими конкурентами в борьбе за доминирование на мировых рынках. Чтобы укрепить свое положение, швейцарская часовая промышленность создала новую и чрезвычайно жесткую корпоративную структуру, существовавшую в 1920—1930 годы. Это организационная структура, известная как Statut Horloger (можно перевести как «картель часовщиков» или «положение о часовом деле»), управляла швейцарской часовой промышленностью до 1971 года.
Искоренение практики шаблонажа
Развитию швейцарской часовой промышленности после 1918 года препятствовали трудности с выходом на иностранные рынки. Растущий после Первой мировой войны протекционизм оказывал разрушительное влияние на экспорт часов. Чтобы обойти увеличивающиеся во многих странах налоги на импорт, швейцарским бизнесменам было рекомендовано использовать стратегию, известную как chablonnage (шаблонаж). Она заключалась в экспорте часов в виде комплектов деталей, из которых в стране продажи собирались готовые изделия. Тем не менее, в часовых кругах опасались, что такая практика, подразумевавшая передачу части технологий, укрепит таких конкурентов, как Bulova в США и Citizen в Японии. Чтобы положить конец практике шаблонажа, в период между двумя мировыми войнами и был создан часовой картель.
Поддержка семейных компаний
Другой важной проблемой, заботившей после 1918 года боссов часовой промышленности, был вопрос поддержки отрасли, состоявшей из сотен маленьких компаний. В 1923 году на рынке действовали 972 часовых производства, средняя численность работников в которых составляла всего 35 человек. Наступление эпохи механизации и промышленного производства в период с 1870 по 1910 гг. не оказало особого влияния на швейцарских часовщиков: в отличие от США или Японии здесь было мало промышленных центров. Кроме того, все больше росло желание сохранить диверсифицированную систему швейцарской часовой отрасли. На это были три основные причины.
Первая была связана с самой природой небольших компаний. В начале 1920-х годов практически все они были семейными. Таким образом, они являлись не только частными капиталами с личной ответственностью, но и источниками бюджетных поступлений. Такое уважение к семейным предприятиям во многом объясняет корпоративный подход, который использовался лидерами бизнеса для предотвращения конкуренции между производителями деталей для часов, проявляющейся в снижении цен. Вместо того, чтобы создавать большие предприятия, финансируемые иностранным капиталом, в которых швейцарские производители потеряли бы все, они предпочли организовать картель, зафиксировав минимальные цены, необходимые для выживания маленьких мастерских.
Вторая причина для сохранения такой структуры часовой промышленности также была экономической, но имела мало отношения к управлению компаниями как таковыми. Преимуществом существовавшей в Швейцарии структуры промышленности была гибкость, которая позволяла выводить на рынок множество товаров в разном стиле, с разными функциональными возможностями и ценами. Товарное изобилие было характерно для швейцарской часовой промышленности в начале XX века. Хотя шедшее ей на смену промышленное производство позволяло снизить себестоимость, оно не способствовало разнообразию продукции. В 1912 году ассоциация из 190 часовых производителей в Ла-Шо-де-Фоне опубликовала брошюру под девизом: «Удовлетворяй каждый рынок, каждый спрос, каждый вкус и каждый кошелек».
Теги: часовая промышленность