Часы и люди - Директория часов
Большие часы - Директория часов
Технологии и часы - Директория часов
Главная » История » Три перестройки, или Железный занавес

Три перестройки, или Железный занавес

Категория: История | Опубликовано: , автор: | Просмотров: 1234

Что было. Часовая промышленность СССР.

Советские электронные часы

Есть мнение, что в сложившейся кризисной ситуации виновата горбачевская перестройка и ликвидация «железного занавеса». Однако, на мой взгляд, в сегодняшних бедах виновна именно закрытость советской экономики. А часовая промышленность, на самом деле, пережила не одну, а сразу три перестройки. Да такие, что и по отдельности каждая из них стерла немало имен, еще недавно слывших флагманами бизнеса.

Первая — горбачевская — сопровождалась резким открытием рынка для импортной продукции, чехардой с валютными курсами, высокой инфляцией, распадом сложившихся хозяйственных связей и т.п. Из всех отраслей выжили лишь добывающая промышленность и те, где местное производство позволяет получить выигрыш за счет снижения затрат на транспортировку (так, в пищевой промышленности первыми импортозамещающими товарами были газировка и соки: уж больно дорого получалось возить их за 2-3 тысячи километров). Естественно, процессы, затронувшие всю экономику, не обошли стороной часовщиков. Наоборот, приборостроению как отрасли с крайне большой степенью передела пришлось очень нелегко.

Вторая перестройка — переход от рынка производителя, когда тот сам решает, что и почем выпускать, а покупатель в условиях товарного дефицита купит все, что предложат, к рынку покупателя, когда производитель в условиях жесткой конкуренции вынужден максимально учитывать запросы покупателя. Этот переход произошел в мире в 70-х годах. Именно тогда маркетинг из отвлеченной научной дисциплины превратился в главное направление деятельности предприятий, а затем вобрал в себя все остальные: управление, производство, разработку новых товаров. Какой бы рыночной не была часовая отрасль в рамках плановой экономики, но соперничать в освоении новых подходов к бизнесу с нормальными капиталистами она не могла. И по сей день на большинстве предприятий превалирует подход именно от «производственных возможностей».

Если первые перестройки были всеобщими, захватившими все отрасли промышленности, то третья — сугубо часовой. Во всем мире 80-90-е годы стали периодом переосмысления отношения к часам. Появление новых технологий и прежде всего кварцевых часов привели к переоценке ценностей. До этого времени в часах четко прослеживалась параллель «дорогие = хорошие = точные и надежные». Начиная с середины XX века многие изобретения плавно подводили отрасль к разрушению этой параллели. Сплавы с низким коэффициентом температурного расширения, безвинтовой баланс, искусственные камни — все это позволяло удешевить часы, не снижая их технических характеристик. С появлением кварца качество (в привычном узком понимании точности и надежности) и стоимость окончательно перестали быть взаимосвязанными: кварцевые часы и точные, и дешевые одновременно.

Советские кварцевые часыСоветские кварцевые часы

В Швейцарии кварцевый кризис разразился в 70-х и по масштабам был вполне сопоставим с российским. Однако уже в 80-х швейцарцы нашли «противоядие»: им стало изменение позиционирования своей продукции, знаменем которого стало появление Swatch — ярких пластмассовых часов-однодневок.

Прошло уже 20 лет с выпуска первых Swatch, а первое лицо в швейцарской часовой промышленности, президент Swatch Group Николас Хайек, и по сей день начинает каждую свою речь с пассажа о том, что его компании продают покупателю неточность и надежность, а стиль, имидж, красоту или безумно дорогую и сложную механическую игрушку. И Хайек вовсе не параноик: даже в Швейцарии за 20 лет далеко не все поняли суть произошедших перемен, и, чтобы огромный концерн двигался в нужном направлении, приходится постоянно напоминать своим сотрудникам об этом. И уж тем более нельзя винить наших часовщиков в непонимании новой роли часов. Дело даже не в том, что большинством предприятий руководят бывшие главные инженеры, обученные конструировать и производить приборы времени, а не сбывать их. Swatch как явление не мог появиться в России по определению. Нас 70 лет учили, что автомобиль — это средство передвижения, почему-то не обращая внимания на то, что «Волга» — скорее символ статуса...

Если бы экономика была открыта, то три перестройки оказались бы разнесены во времени. Переход к рынку потребителя и возрастание роли маркетинга происходили в 70-х, изменение отношения к часам — в 80-х, горбачевская перестройка — в 90-х. У предприятий было бы время адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Но на отечественный часпром все беды свалились скопом.

Говорят, два переезда равны одному пожару. Пережить три перестройки и суметь сохранить хоть что-то — это ли не достижение наших часовщиков?

Рейтинг:
 (голосов: 1)

Теги: СССР, Россия

Комментарии (0)

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


Март 2020 (1), Февраль 2020 (1), Январь 2020 (1), Декабрь 2019 (1), Май 2019 (2), Апрель 2019 (2), Март 2019 (1)
android wear, Apple, Audemars Piguet, Breguet, Casio, DeWitt, Fossil, Franck Muller, Google, Patek Philippe, Richard Mille, Rolex, Romain Jerome, Samsung, Sony, TAG Heuer, Ulysse Nardin, баланс, бренд, время, дизайн, интерьер, история, корпус, куранты, Медведев, механизм, Москва, наручные часы, ремешок, Россия, спорт, СССР, стекло, точность, умные часы, часовая промышленность, часы, Швейцария, швейцарские часы

Показать все теги