От картеля до Swatch Group
Основанный в 1920–1930-х годах, контролируемый государством картель часовщиков был оплотом и гарантом роста часовой индустрии на протяжении более чем трех десятилетий.
Картель, официально именовавшийся Statut Horologer, поддерживал традиционную систему производства, основанную на множестве мелких и средних предприятий, и обеспечивал господство Швейцарии на мировом часовом рынке. Однако в 1950-х годах возникшие на горизонте конкуренты потеснили устаревшую структуру и послышались призывы к либерализации системы.
Консервирующая политика
Картель был призван поддерживать малые предприятия, являвшиеся основой полотна индустрии. Со своими функциями, как видно из федеральной переписи предприятий 1955 года, он справлялся весьма успешно: в тот год в часовом производстве было задействовано 2806 компаний.
Большинство из них (79%) имели в штате менее 20 сотрудников, в 312 компаниях (11%) работало от 21 до 50 человек в 127 (5%) компаниях – от 51 до 100 человек, и лишь у (126) компаний (5%) было более 100 служащих. Некоторые организации тяготели к объединению, но оно сдерживалось разрешением на сотрудничество только в узких областях деятельности, таких как производство механизмов и компонентов (заготовки, комплекты деталей для баланса и часовые детали). В этом производстве были заняты бизнес-группы, которые затем сформировали одну из частей гигантской холдинговой компании ASUAG (Allgemeine schweizerische Uhrenindustrie).
Швейцарские власти осуществляли эту «консервирующую» политику с согласия часового сообщества.
Федеральный указ от 1934 г. привел в действие целый комплекс организационных решений, утвержденных правительством. Согласно им ни одна часовая компания не могла быть создана, расширена, перенесена в другое место, а также не могла изменить само название без разрешения от министерства экономики. Запрет распространялся и на увеличение рабочей силы: каждому предприятию предписывалась определенная квота на количество сотрудников. Любое изменение в деятельности компании требовало государственного одобрения.
Например, если производитель серебряных корпусов хотел создавать еще и стальные, он должен был сначала получить специальное разрешение.
Столь высокая степень контроля над компаниями позволила государству и часовому сообществу оформить развитие их производственных ресурсов.
Эта политика использовалась для консервации самой структуры часовой промышленности. В то время как индустрия переживала период уверенного роста, когда количество экспортируемых часов увеличилось с 15,2 млн. в 1935 г. и до 40,9 млн. в 1960 г., правительство изо всех сил старалось ограничить деятельность часовщиков. Отсюда низкая активность часовщиков при регистрации новых предприятий и слабый энтузиазм в плане новаторства и развития.
При всем при этом маленькие компании пользовались мощной политической поддержкой.
Боссы часовых предприятий, защищенные со всех сторон ограничениями на запуск новых производств и твердыми ценами на часовые детали, богатели и богатели за счет картеля.
Производство часов стало невероятно прибыльным сектором швейцарской экономики. Дивиденды, выплачиваемые часовыми компаниями своим акционерам с 1939 по 1956 гг., составили 14% по сравнению со средними по промышленным отраслям – 7,8%.
Это был настоящий расцвет часовых магнатов: почти что в каждом районе кантона Юра можно было найти одну-две семьи бизнесменов, игравших главные политические или социальные роли на местном или региональном уровне.
Соотношение заявок на лицензии и разрешений, выданных министерством экономики в 1937–1959 гг. |
|||
Количество разрешений |
Количество заявок |
Из них удовлетворено |
% удовлетворенных заявок |
Открытие нового бизнеса |
4,464 |
1,160 |
25,9% |
Расширение производственных помещений |
1,965 |
1,722 |
87,6% |
Диверсификация производства (новые виды деятельности) |
1,373 |
541 |
39,4% |
Конкуренты расшатывают картель
Несмотря на послевоенное процветание, швейцарскому часпрому суждено было столкнуться с новой угрозой, вынудившей часовщиков к реструктуризации и выходу из картеля.
Речь идет о конкуренции со стороны США и Японии: их часы, запущенные в продажу на международных рынках, были дешевы благодаря массовому производству.
Первая угроза пришла в 1950-х годах с североамериканского континента в лице Timex. Эта компания, основанная в 1941 г. двумя иммигрантами из Норвегии, во время Второй мировой производила военное снаряжение, а в 1949 г. освоила массовый выпуск наручных часов.
Объем продукции в том же году составил миллион штук, к 1960 г. он вырос до 8 миллионов, а в 1969-м достиг 22 млн. Часы от Timex лидировали в нижнем ценовом сегменте, пока в 1970-х они не были вытеснены еще более дешевым кварцем. Вторую волну возглавили японские компании: реорганизовав свое производство в 1950-х, они смогли предложить потребителям качественные часы массового производства. В 1956 г. Seiko представила свой сборочный конвейер, на котором с 1959 г. производились большие партии автоматических часов. После столкновения с этими двумя конкурентами некоторые крупные швейцарские производители стали призывать к реформированию отрасли.
После столкновения с Timex и Seiko крупные швейцарские производители стали призывать к реформированию отрасли
Теги: Swatch Group