Власть над морем
Балансовые часы появились намного позже маятниковых. Первые из них были созданы в 1678 г. в результате целенаправленных усилий великого голландского математика, механика и астронома Христиана Гюйгенса, который озадачился созданием особого вида часов, основанных на принципе колебательной хронометрии, но пригодных для работы в различных положениях и при переносе. Однако испытания, которые устроила часам Гюйгенса Королевская академия наук, выявили их весьма низкую точность по сравнению с традиционными маятниковыми. Дальнейшая судьба изобретения была типичной для всех «недоношенных» творений, появившихся на свет раньше времени: Гюйгенс отложил его «до поры», и о нем забыли все, включая самого создателя.
Однако менее чем через 100 лет зарождавшаяся первая промышленная революция и развитие мореплавания потребовали создания переносных приборов времени. Особенно нуждались в точных часах, не боящихся качки, моряки. Зная угол склонения солнца и точное время, они могли определить одну из географических координат корабля — долготу. Без этого мореплавание было смертельно опасным делом: не имея информации о своем местоположении, судно рисковало заблудиться в океане и разбиться о рифы. В сравнительно небольшой Голландии в то время было примерно 15 тысяч торговых судов и две-три сотни из них ежегодно погибали в пучине океана; Англия только за один 1707 г. потеряла более двух тысяч человек, «заблудившихся» со своими кораблями в океане.
Было понятно, что страна, первой получившая точные корабельные часы, сможет обеспечить своим судам безопасное плавание и захватит господство в океане. Поэтому в 1714 г. две главные морские державы — Голландия и Англия объявили конкурс на создание морских часов, пригодных для точного определения долготы. Англичане предложили огромную по тем временам премию: 10, 15 или 20 тысяч фунтов стерлингов в зависимости от достигнутой точности.
Победителем стал Джон Гаррисон, который с 1735 по 1759 год предъявил последовательно четверо все более совершенных морских часов-хронометров на базе системы «баланс-спираль». Последние из них — «морские часы №4» — совершили в 1764 году 136-дневное плавание из Лондона в Барбадос и обратно, «уйдя» вперед от точного времени на 54 секунды.
Согласитесь, результат более чем приемлемый и по нынешним временам!
Дальнейшее развитие морских часов касалось лишь отдельных узлов и не затрагивало основных принципов построения системы «баланс-спираль». Славная плеяда искусных часовщиков и механиков, таких как Пьер Леруа (1717 — 1785 гг.), Фердинанд Берту (1727 — 1807 гг.), Джон Арнольд (1736 — 1799 гг.), Томас Ирншау (1749 — 1829 гг.) и другие, внесла свой вклад в совершенствование всего «окружения» колебательной системы «баланс-спираль», создающего все более благоприятные условия для ее надежной и стабильной работы. В результате многочисленных разработок и нововведений пара «баланс-спираль» прочно обосновалась в наручных, карманных и других видах часов.
Однако для каждого из применений были разработаны конструкции, имеющие свои особенности. Так, к настоящему времени сложилась типовая конструкция системы «баланс-спираль» морских и других крупногабаритных хронометров (авиационных, геодезических, картографических и других так называемых экспедиционных) и типовая конструкция системы «баланс-спираль» для малогабаритных часов с ограниченным высотным размером — наручных и карманных.
Автор Вячеслав Медведев
Теги: балансовые часы, морской хронометр