Стиль новой механики
Более ста лет внешний вид наручных часов практически не менялся, но в последнюю четверть XX в. формы и стили начали чередоваться с калейдоскопической быстротой.
Модель Royal Oak Audemars Piguet ввела моду на спортивный стиль; Panerai из военного прибора сотворил символ роскоши; Франк Мюллер (Franck Muller) переработал малоизвестный корпус Patek Philippe и создал первые современные часы в стиле барокко, а любовь к минимализму вдохновила часовщиков на такие модели, как Museum (производства Movado) или Delirium (Concord). Но и эти эстетические нововведения революции не произвели. Зато в самом конце тысячелетия группа настоящих художников и новаторов часового дела наконец-то вырвалась из-под диктата круглых, квадратных и прямоугольных форм, предписанных традиционными «женевскими полосами» и гильошировкой, и удивила мир ни на что не похожими тикающими шедеврами.
Прошедшая в 1874 г. первая выставка импрессионистов навсегда изменила мир искусства: отныне авторское восприятие реальности стало важнее самой реальности. Похожая революция произошла и с часами. В 2000 г. фирма Richard Mille, позаимствовав технологии и материалы из «Формулы-1», привнесла в часовое дело новую индустриальную эстетику. В 2001 Ulysse Nardin моделью «Фрик» (Freak) продемонстрировала, что из часов можно сотворить подвижную скульптуру-мобиль. Промышленный дизайн и ультрасовременные материалы со временем настолько покорили часовщиков, что в революционном часовом мире керамика, резина, кевлар и углеволокно стали общепринятыми признаками хорошего тона. В 2005 г. фирма Hublot, послушавшись совета гениального маркетолога Жан-Клода Биве (Jean-Claude Biver), собрала все эти элементы воедино и выпустила настоящий хит – модель Big Bang.
За первые шесть лет нового тысячелетия положение в часовой отрасли изменилось до неузнаваемости. С одной стороны, утвердилась безграничная творческая свобода, с другой, сформировались два основных течения, к которым примкнула масса крупных производителей и независимых часовщиков.
ДВА ОСНОВНЫХ ТЕЧЕНИЯ
Часовой экспрессионизм зародился в недрах самой часовой культуры как стремление преобразовать традиционный инструментарий в средство создания выразительности. Для его адептов изощренная техника, отличающая, скажем, турбиойны, стала выразителем творческой смелости. Часовой футуризм, напротив, возник под влиянием разнообразных веяний из окружающего мира, таких как архитектура в стиле «Баухауза» или авиационная эстетика.
Первым образцом часового футуризма стала модель RM 01 (Richard Mille). В этих часах, которые прозвали «наручным гоночным болидом», были использованы характерные приметы «формульных» машин, такие как модульная конструкция, легкость и ударопрочность. Сегодня часовой футуризм изобилует аллюзиями на поп-культуру, а среди его самых заметных деятелей – Феликс Баумгартнер (Felix Baumgartner) и Мартин Фрай (Martin Frei) из URWERK, Жан-Клод Биве из Hublot и Йорг Хайсек (Jorg Hysek) из группы HD3. В футуризме отразилась растущая роль дизайнера в часовом деле. Современные часы вобрали в себя множество дизайнерских ходов из современной культуры и вслед за такими фильмами, как «Матрица», несут отпечаток бесшабашности «дивного нового мира».
Почему вдруг начались эти перемены? Художественный директор Richemont Group Джампьеро Бодино объясняет так: «На мой взгляд, в наше время часы перестали быть необходимостью. Вокруг полно приборов, по которым можно узнать время; оно, в общем-то, преследует нас повсюду. Поэтому, по логике вещей, часы должны стать средством самовыражения, материалом для творчества. Нужна же какая-то причина, чтобы потребитель их покупал».