РОЖДЕНИЕ ЧАСОВОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА
Модель «Фрик», впервые представленная публике на выставке в Базеле в 2001 г., произвела настоящую революцию, перевернув традиционные представления о часах. У «Фрика» не было ни заводной головки, ни стрелок, а время показывал вращающийся часовой механизм. Из этих часов, в которых лиричность изменчивых скульптур-мобилей сочетается со смелыми визуальными экспериментами инсталляционного искусства, и родилась модернистская часовая эстетика. Как джаз с его ломаными аккордами, «Фрик» вышел за рамки существовавших правил, заново переписав их. С каждым ударом его механического сердца – сдвоенных спусковых колес из кремния – мы еще и еще раз убеждались в том, что, восхищаясь часами, мы, в первую очередь, восхищаемся творческим мышлением и художественным даром их создателей.
Главная пружина «Фрика» вращает целиком весь механизм, чтобы по его положению можно было определять время. Индикатор часов находится на заводном барабане, а изящный мост спускового механизма служит минутной стрелкой. Freak напоминает мне работы кинетического скульптора из Швейцарии Жана Тенгели (Jean Tinguely)», – говорит владелец Ulysse Nardin Рольф Шнидер и называет «Фрик» «поэзией на запястье». Авторы «Фрика» первыми по-настоящему воздали должное часовому механизму, водрузив его на открытый со всех сторон вращающийся пьедестал. В основе «Фрика» лежит своего рода интеллектуальная инверсия: вместо выставленной напоказ роскоши густо гильошированного циферблата – заводной барабан, а вместо банальной минутной стрелки – изящный мостик спускового механизма. Заложив основы нового стиля, «Фрик» предвосхитил появление других трехмерных часовых машин, которые сегодня символизируют одно из важнейших течений в часовом экспрессионизме.
Помимо всего прочего, «Фрик» поражает простотой, логикой и чистотой своей конструкции. Можно сказать, что эту модель, где вместо стрелок детали механизма, создали, чтобы по-новому рассказать историю часового дела. Строго говоря, «Фрик» представляет собой часы с турбийоном и семидневным запасом хода, но, символизируя собой полный разрыв с часовым прошлым, он значит гораздо больше. В каком-то смысле «Фрик» – вершина часового экспрессионизма, потому что его создатели впервые использовали обычные механические детали – балансовое колесо, барабан и спуск – в поэтических целях.
ЧАСОВОЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ И ТУРБИЙОН
Благодаря успеху ставшего культовым «Фрика», механические часы вскоре превратились в любимый материал для творческих натур. Игра человеческой фантазии породила массу часов, и, что интересно, в самых поэтичных из них присутствовали модификации турбийона, созданного в свое время Абраамом-Луи Бреге из исключительно практических соображений.
В XVIII в. обнаружилось, что гравитация пагубно влияет на ход карманных часов, если их постоянно носить в кармане жилета в вертикальном положении. Бреге придумал блестящий способ нейтрализовать это влияние, причем не борясь с силой притяжения, а взяв ее в союзники. Спуск и баланс со спиралью он поместил в специальный вращающийся остов, совершающий полный оборот вокруг своей оси за минуту.
Таким образом ключевые элементы механизма попеременно занимали все возможные положения относительно земли, и все гравитационные погрешности уравновешивали друг друга. Свое изобретение Бреге назвал «турбийон» (франц. «вихрь») в память о Декарте, который объяснял движение планет вокруг Солнца при помощи теории «вихрей».
Но когда в 1986 г. Audemars Piguet выпустила ультратонкие часы с турбийоном, подарив этому устройству вторую жизнь, среди часовщиков разгорелись довольно жаркие дебаты о его функциональности. Некоторые специалисты, такие как Мишель Пармиджани (Michel Parmigiani) и Ф. П. Журн (F.P. Journe), считают, что повысить точность с помощью традиционного турбийона нельзя. Другие, например технический директор Renaud & Papi (подразделения Audemars Piguet), Джулио Папи (Giulio Papi) или независимые часовщики Робер Гребель (Robert Greubel) и Стивен Форси (Stephen Forsey), наоборот, полагают, что часы с качественным турбийоном идут точнее. Согласно другой теории, турбийон вообще был создан не ради точности, а чтобы улучшить распределение смазки по регулирующей системе.
В новом тысячелетии под воздействием часового экспрессионизма турбийон из функционального устройства превратился в художественное средство, и споры вокруг него поутихли. Надо сказать, по эстетическим качествам с турбийоном не сравнится ни один другой механизм: от вращающейся клетки, внутри которой бьется изящный баланс, невозможно оторвать взгляд.
В 2006 г. увидело свет множество оригинальных турбийонов – великолепных образчиков современного часового экспрессионизма. Среди этих творческих откровений – Tourbillon Relatif производства Piaget, где турбийон предстает элементом скульптуры-мобиля. Механизм турбийона здесь расположен на одном конце моста, который другим концом указывает минуты. Так как турбийон «сидит» на минутной стрелке, то он не только оборачивается раз в минуту вокруг своей оси, но и описывает за час круг по циферблату.
По инициативе Хамди Чатти (Hamdi Chatti), недавно возглавившего Harry Winston Rare Timepieces, и при участии Робера Гребеля и Стивена Форси, новых звезд первой величины среди независимых часовщиков, был создан другой шедевр экспрессионизма – божественный Opus 6. «Я хотел сделать часы, на которые люди бы смотрели не узнать время, а полюбоваться на турбийон, – говорит Чатти. – Конечно, многоосевой турбийон Гребеля–Форси работает замечательно и дает хронографическую точность, но для меня в нем главное не функциональность, а фантастическая внешность. Мне хотелось подать его как произведение часового искусства». Собственно, поначалу Чатти собирался выпустить часы вообще без часовых отметок, но потом поддался на уговоры коллег, и на циферблате появились вращающиеся диски с цифрами, по которым можно узнать часы, минуты и секунды. Правда, эти диски отнесены к самому краю циферблата, словно авторы хотели подчеркнуть, что надобности в них нет почти что никакой.
Теги: Tourbillon, Ulysse Nardin, Audemars Piguet, Piaget